?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Сегодня я хочу рассказать вам об уникальном месте, которое в этом году мне довелось посетить, о древнем армянском монастыре Сурб-Хач.

Как-то я ездила по делам в Феодосию, и вез меня не вполне обычный крымский  водитель (как правило водители такси - крымские татары), а бывший старатель, то есть  добытчик золота, который уже «отстарался» и решил в конце-концов  переехать из заснеженной  Сибири в Крым. У него в запасе было много интересных историй и «старательских» баек. Как бы между прочим,  в какой-то момент он заметил: «А сейчас проезжаем Сурб-Хач. Вы там бывали? -  спросил он. - Удивительное место, намоленое, там люди ни с того, ни с сего плачут, кто-то в обморок падает...» Его слова  мне сильно врезались в память.


В монастырь, который находится в 3,5 км от города Старый Крым,  можно приехать самостоятельно (на машине, например). На месте можно попросить настоятеля провести  экскурсию и внести  пожертвование. А можно отправиться на экскурсию по городу Старый Крым из Судака, и частью ее будет    посещение этого монастыря (в высокий сезон с июня по август экскурсии проводятся регулярно, можно уточнить наличие мест в любом экскурсионном бюро на набережной). От Судака путь займет 30-40 мин на машине или автобусе.





Вид на монастырь из импровизированного кафе под открытым небом:

вид на монастырь из импровизированного кафе под открытым небом

Изображение 7.jpg


Немного из истории обители

«Сурб Хач» переводится с армянского как «святой крест». Существует предание, что основатель монастыря, Ованес Себастаци – духовный предводитель армян Крыма - увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 га у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. В историческом научном сообществе существует мнение, что монастырь был построен армянами как способ сопротивления  обращению в католическую веру: генуэзцы  предпренимали попытки  обращать армян, проживавших в Кафе (теперь Феодосия), в католицизм.

Всякий, попавший внутрь построек монастыря, обратит внимание, что он больше похож на крепость: в те годы близость Крымского ханства несла дополнительную угрозу. Татары часто совершали набеги на монастырь, поэтому узкие окна в стенах больше похожи на бойницы, а ворота по ширине расчитаны только на 1-го всадника. Маленький дворик перед входом в храм – это древняя оружейная. Прихожане перед молитвой в храме оставляли здесь свое оружие, чтобы не входить с ним внутрь.

Этот монстырь не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские  степи, второй раз – при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь.

Во время Второй мировой войны на территории монастыря находился штаб немецкого командывания. Поэтому Советская  армия бомбила монастырь, и в ходе бомбежек было разрушено почти все, кроме самого храма. В 70-80-ых годах  20-го века на территории монастыря была проведена небольшая реставрация, и в здании келейной был устроен санаторий.

В 1995 году монастырь был возвращен в лоно Армянской Церкви. Но его официальное открытие произошло лишь в 2008 году  после большой реконструкции: в монастырь было проведено электричество, обустроена подъездная дорога, назначен настоятель. Армянские кресты на входе, в которых зашифрована надпись «Сурб-Хач», были привезены из Армении перед официальным открытием  монастыря в 2008 году.


«Сурб хач» – духовный центр армян в Крыму

В древности монастырь был очень знаменит: в нем была своя рукописная и  духовная школы. Здесь переписывались многие духовные книги. Памятные записи некоторых армянских рукописей XIV-XV вв. сообщают, что они были переписаны «у подножия монастыря Сурб-Хач». Даже турецкое вторжение в 1475 году не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках монастырь неоднократно перестраивается, что  отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах его зданий. Обитель превратилась в одно из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и на территории  Северного Причерноморья.

Как жили монахи

Изначально все  монахи жили в одной келейной, но с ростом количества послушников площадь жилых помещений увеличивалась. Как вы можете видеть на фото ниже, площадь комнат монахов была очень небольшая, где-то 2 м х 2 м, в каждой комнате находился камин. Современному человеку трудно представить, что можно каждый день существовать рамках такого ограниченного пространства, с другой стороны, в кельях монахи только лишь молились, а для этого не требуется много места. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.

В монастыре существовал глиняный водопровод, прямо внутри монастыря, недалеко от келий,  также находилась одна общая душевая. Также при монастыре было 2-е  трапезные (одна для мирян, другая - для монахов). Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.

Рядом с кельями у монахов был отдельный вход в храм для того, чтобы меньше контактировать с мирянами.
Над кельями, в отдельной башне, находилась комната священника, который проводил литургию: здесь он оставался в полном одиночестве в течение недели и готовился к службе, а потом спускался по специальной лестнице и входил в  алтарь. Литургия проводилась 1 раз в неделю или в честь больших церковных праздников.

Божественная литургия  в христианской традиции проводится по воскресеньям и церковным праздникам. Во время литургии совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в  в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных. "Литургия"  в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься к Святым Христовым Тайнам.

Келья для одного монаха:

небольшая келья простого монаха

Внутренний двор монастыря (келейный):



О внутреннем убранстве храма

Вход в храм украшен изображениями армянского креста: первое из них датируется 1401 годом. Интересно,  что в армянской церкви не принято делать подношения, как в православной церковной традиции, поэтому паломники в знак благодарности делали на стенах храма изображения армянского креста: многие через молитву здесь избавилялись от болезней, излечивались от бесплодия.

У входа в двери храма – надгробные плиты. Это захоронения монахов, которые здесь некогда жили, и основателей монастыря. В традиции Армянской Церкви быть захороненным у входа в храм - считается большой честью. Как сказал наш экскурсовод – настоятель: «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение». Над входом в храм есть древнейшая фреска – изображение Богородицы с младенцем Иисусом и святых, но она очень плохо сохранилась. По историческим данным в монастыре было много фресок, которые, однако до наших дней дошли в очень плачевном состоянии, черты изображений на них почти неразличимы.


В Армянской Церкви нет как такового иконостаса – в алтаре лишь одна икона Божьей Матери с младенцем. Алтарь отделяется от основного помещения храма занавесом. В христианской традиции иконостас появился только в VIII-IX вв. В этом смысле Армянская Церковь максимально близка к самым ранним христианским традициям. В храме также находится купель для крещения, место, где можно поставить свечу (здесь, в отличие от православных храмов, все свечи – и за упокой, и за здравие – ставятся в одном месте).


Алтарь:

алтарь храма


внутри храма

Также в храме находится икона «Моргающий Иисус». В мире существуют только 3  списка с оригинала, оригинал - полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение: одно находится  в монастыре Сурб-Хач, другое -  в Грузии и третье  в кафедральном соборе в Риме. Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови. Икона производит очень сильное впечатление на всех, кто увидел  ее.

Настоятель монастыря около иконы "Моргающий Иисус":




Подробнее об иконе «Спас нерукотворный»

Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.

Немного из истории Армянской Церкви

Армяне – это первая нация, которая приняла христианство на государственном уровне в 301 году.  Полное название  армянской церкви: Апостольская Святая Церковь, а не Грегорианская, как некоторые ее называют. Это в корне неверно, поскольку основатели церкви – потомки апостолов, а  не Григория-просветителя (первый глава Армянской Церкви).

До 455 года все церкви в мире были едины и провели вместе 3 Вселенских собора. А уже на  4-ом Вселенском соборе (451 г.) армяне не участвовали, и после него Армянская Церковь отделилась в силу расхождений по вопросу  толкования   личности Иисуса.


С армянами отделились ассирийцы, копты, эфиопы и индийская церковь. Именно эти 5 церквей до сих пор соблюдают старые традиции первых христиан (всех вместе их объединяют в группу «дохалкидонских» церквей). Единственное, что было со временем изменено – язык литургии (с древне-греческого и ассирийского литургия переведена на армянский язык в начале V в.).

Православная и католическая церковь разделились в 1054 году: основное их отличие состоит в календаре (православные пользуются юлианским календарем, а католики – григорианским) и способе крестного знамения (православные крестятся справа на лево, а католики слева направо).

Армянская Церковь подразумевает крестное знамение слева направо и в целом живёт по григорианскому календарю, но общины в армянских диаспорах, на территории церквей, использующих григорианский календарь, по благословению епископа могут жить и по юлианскому календарю. То есть календарю не придается «догматического» статуса. Армянская патриархия Иерусалима, согласно статус-кво, принятому между христианскими церквями, имеющими права на Гроб Господень, живёт по юлианскому календарю, как и греческая патриархия.


Вокруг монастыря

Сам монастырь находится в очень живописном месте: он затерян в лиственном лесу, в предгорье. Вокруг нет жилых построек и дорог, место очень уединенное. Сюда не долетают посторонние звуки, слышится только пение птиц и духовная музыка из храма. На территории монастыря бъют несколько источников, в которых можно набрать воды: вода очень вкусная и абсолютно чистая. В отдалении,  в сени старых кленов,  монахи и их помощники соорудили несколько лавок и простой стол. Здесь можно выпить вкусный кофе  из турки, что варится в песке, и съесть кусочек простой монастырской сдобы. Когда мы с моими спутниками сидели за этим столом после долгого дня,  нас охватило необычное умиротворение: никуда не хотелось отсюда уезжать.

Источник на территории монастыря:





Изображение.jpg

Мои впечатления

Есть места, которые православные называют «намоленными», мистики «местами силы». «Сурб хач» – одно из таких мест. В храме монастыря почему-то захлестывают чувства,  всех  -разные. Некоторые из моих спутников плакали без остановки. Я не могу этого объяснить рациональными причинами. Признаюсь честно, что и сама  я испытала это воздействие, хотя по натуре являюсь человеком скорее рассудочным и всему ищу логическое объяснение. Сейчас, когда я пишу об этом замечательным месте, я снова вспоминаю его с теплотой и ощущаю духовный трепет.

Еще фото на территории монастыря, очень узкий вход:

узкие ворота в храм

Полуциркульные своды в кельях 1-го этажа:

сводчатый потолок кельи настоятеля монастыря


ворота монастыря

Камин в одной из келий:

камин в одной из келий

Внутренний двор:



Трапезная с печью:



Вид с горы Монастырская на окрестности:







_____________________________________


Исторические факты и информация о правилах поведения на территории монастыря


ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ

Монастырский комплекс Сурб-Хач (Святого Креста, постройки 14-19 века) расположен в трех  с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый – Солхат) в лесистой долине северо-западного склона горы Святого Креста (Грыця, Святая, Монастырская) на высоте 500 метров над уровнем моря.

Монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) - древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 году от Рождества Христова иноком Ованнесом Себастаци и его братьями.

Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в укромную долину частицы святого Креста - святыни, привезённой с родины, из Армении.

Со времён Средневековья и Нового времени сохранились храм обители (1358 г.), притвор с башней (конец  14 века), братский корпус (1694 год), трапезная (18 век), а на территории усадьбы монастыря – гостиница для паломников (вторая  половина  19 века), три фонтана (18-19 века), лестница (19 века).

Усадьба монастыря Сурб-Хач открыта для посещения. При осмотре обители просьба соблюдать приведённые здесь правила.

Правила поведения на территории усадьбы монастыря

1. Паркуйте машины на специально отведённых для этих целей участках. Проезд в охранную зону памятника закрыт для всех видов транспорта, кроме служебного.

2. Установка палаточных лагерей и устройство пикников допустимо с разрешения администрации и в строго определённых для этих целей местах. Непозволительно посетителям громко включать светскую музыку.

3. На всей территории усадьбы без соответствующего разрешения запрещены: рубка деревьев и кустарника, выпас домашнего скота, покос, сбор фруктов в монастырском саду, ягод и лекарственных растений. Выгул собак разрешён только на поводке.

4. Посещение строительных площадок без разрешения запрещено.

Правила поведения в монастырском комплексе

1. Вход на территорию комплекса без разрешения и сопровождающих служащих монастыря запрещен.

2. Всем входящим в монастырь надлежит иметь одеяние, приличествующее церкви.

3. В связи с проведением в монастыре реставрационных работ и аварийным состоянием отдельных строительных конструкций запрещено:


-   посещение лестничных маршей, ведущих на второй этаж, башни, подвала; келий нижнего этажа братского корпуса; строительных площадок;
-   хождение по парапетам опорных стен, каменным кладкам;
-   недопустима самовольная перестановка объектов лапидария.

4. Без благословения отца-настоятеля не разрешается фото- и видеосъёмка в храме и притворе; посещение Святого алтаря и амвона.

5. Запрещено: курить в стенах обители; посещать монастырь в нетрезвом виде, с животными и с оружием.




Это - резные каменные кресты из туфа, ХАЧКАРЫ, каждый имеет свое посвящение:






План-схема строений монастыря:



Купол храма Святого Знамения:




Гостиница для паломников:

 


Большая часть фотографий сделана автором очерка, а часть принадлежит И. Заболоцкому.



Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: irina-co.livejournal.com/228558.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.