?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Давно хотелось рассказать об этом удивительном, замечательном человеке, Святом Луке Крымском,  который родился в Крыму и большАя часть жизни которого связана с Крымом.
Но, мы ждали весны, когда опять будем в Крыму и сможем дополнить свой рассказ личными впечатлениями от посещения   Свято-Троицкого собора   в Симферополе, который тесно связан с именем и судьбой этого необыкновенного человека,  а также впечатлениями   после посещения  музея, посвященного Святому Луке.







Для начала скажу несколько слов о нашей поездке в  Свято-Троицкий собор  -  сейчас он является подворьем Свято-Троицкого женского монастыря. Добраться до него совсем несложно: если вы приехали в Крым отдыхать, задержитесь на полдня в Симферополе и посетите храм, где хранятся мощи  одного из самых  известных  русских  святых  современности. Он находится в историческом центре города, на улице Одесской. И от аэропорта, и от ЖД, и от автовокзала вас туда отвезет любой таксист (поездка будет стоить 300 руб.) или же можно доехать на автобусе или троллейбусе (20 руб.).
Важно помнить, что храм находится на территории действующего монастыря  и нужно  уважать монастырские законы. Не надо пробовать заходить сюда в коротких юбках, шортах, желательно перед посещением женщинам покрыть голову платком, а мужчинам, напротив, снять головной убор.

Службы в соборе проводятся 2 раза в день – утром и вечером, так что, если повезет, можно попасть и на богослужение. Рака с мощами открывается один раз в неделю, в остальное время приложиться непосредственно к мощам не получится. Храм сам по себе очень древний, некогда принадлежавший греческой православной общине в Симферополе и очень богат иконами. Их здесь столько, что на стенах места  для них буквально не хватает. Многие из них представляют не только религиозную, но и художественную ценность. Очень много в этом храме и чудотворных икон, об этом свидетельствуют многочисленные подношения, которыми они украшены.

А теперь  расскажу о биографии Святого Луки.

Святой Лука -   легендарный   для Крыма  святой, и, что еще удивительнее, практически наш современник. Много ли мы знаем святых, которые жили обычной мирской жизнью, прошли войну, отбывали сроки в лагерях и ссылках и, веруя, принимали сан, затем постриг и посвящали оставшуюся жизнь служению Богу? Вот,  именно поэтому, когда знакомишься с биографией Святого  Луки, постоянно возникает мысль: таких людей не бывает. И одновременно: смог бы я стать похожим хотя бы немного на него?


Каждый из нас имеет возможность побывать там, где служил Святой  Лука и приложиться к его мощам, которые хранятся в  соборе. Говорят, что Святой  Лука исцеляет и сегодня, главное -  в это верить.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 года  в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье  с польскими корнями. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37): "Жатвы много, а делателей мало", - он воспринял призыв служить людям Божиим и принял решение стать врачом.

Однако в дальнейшем талант художника очень помогал ему: он самостоятельно готовил все иллюстрации к своей книге «Очерки гнойной хирургии», которая стала самым лучшим практическим руководством по хирургии на русском языке и используется в медицинских ВУЗах как учебное пособие до сих пор! Итак, Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета.
П
о началу обучение давалось ему с трудом: гуманитарий по натуре, он на первом курсе усилием воли заставлял себя изучать анатомию и биологию, однако оценки его неизменно были блестящими, и ему прочили карьеру знаменитого хирурга с обширной практикой и хорошими заработками. Каково же было удивление его однокашников и преподавателей, когда он объявил, что учился, чтобы быть “мужицким” врачом, служить простым людям и сразу после выпуска отправился работать в глубинку – город Читу.


З
десь, в госпитале, он познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли "святой сестрой" за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия, который однако был нарушен ей ради Валентина; её руки просили два врача, но она отказывала, а Валентин сумел добиться её расположения, и в конце 1904 года они обвенчались. В последствии у пары родилось четверо детей. Затем молодой врач был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии (современная Мордовия), а позже - в  город Верхний Любаж Курской губернии.


Валентин Войно-Ясенецкий в земской больнице,  1904 г.:


Работая в больницах и видя губительные последствия применения общей анестезии в результате ошибочных действий плохо подготовленного медицинского персонала,  когда  от передозировки наркоза на операционном столе умирали пациенты, Валентин Феликсович пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз, для того времени эти методики были революционными.

В то время
выходит книга профессора Брауна "Регионарная анестезия" (разновидность современной анестезии). Валентин Феликсович не только начинает внедрять и применять техники, описанные Брауном, но и ищет и находит новые точки, которые делают возможным безопасно обезбаливать большие участки человеческого тела и тем самым проводить безопасные и эффективные операции.


Таким образом, несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, слава о нем распространялась молниеносно, и скоро к нему в совсем небольшую больницу на 10 коек стали стекаться больные со всей округи и из соседних уездов. Особенно запомнился  молодому врачу  такой курьезный случай: однажды он прооперировал молодого нищего, слепого от рождения,  и тот прозрел, спустя 2 месяца бродяга собрал множество слепых со всей округи и все они длинной вереницей пришли  в больницу, ведя друг друга за палки в надежде на исцеление.


Позже он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования. Валентин  Феликсович проводил операции практически всех видов, изучал послеоперационный материал, вел записи по истории болезней, чем очень удивлял своих коллег, – ведь раньше такой практики не существовало. Научный и экспериментальный материал, собранный таким образом, впоследствии послужил основой для его будущей книги.


В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии, которой впоследствии и было суждено превратиться в книгу.


В 1917 году в больших городах гремели раскаты революции. А в семью Войно-Ясенецких пришло горе - жена Валентина Феликсовича заболела туберкулезом. Он сразу же поставил ей диагноз и главным образом ради нее добился места главврача  в Ташкентской городской больнице, где теплый и сухой климат должен  был способствовать ее выздоровлению.


Однако в Ташкенте его ждет страшная утрата: супруга его умирает от туберкулеза, оставляя его одного с 4-мя детьми на руках. Молодой врач сразу после смерти жены обратился с просьбой взять на себя заботу о его детях к своей операционной сестре, Софье Сергеевне Белецкой, у которой не было детей и семьи, и она ответила ему согласием. С этого момента она стала для детей  второй матерью, при этом  с Валентином Феликсовичем ее всегда связывали исключительно дружеские и сестринские отношения.  Только благодаря ей Валентин  Феликсович смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он читал курс анатомии и хирургии.

Ланская - жена отца Луки:






Анна Войно-Ясенецкая (Ланская) с первенцем:



Софья Сергеевна Белецкая с приемными детьми:



Со временем, когда Валентина Феликсовича отправят в ссылку, из пятикомнатной квартиры главврача семейство, конечно, выселят,  определив всех в маленькую каморку. Софья  Сергеевна и дети считались родственниками репрессированного, и отношение властей к ним в течение всей жизни было соответсвующее. Софью Сергеевну, например, неоднократно увольняли с работы, но от детей она никогда не отступалась.


Вернемся к духовному становлению будущего святого: после смерти жены в душе доктора случился духовный переворот. Он начал принимать активное участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма.
По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: "Доктор, вам надо быть священником". Хотя Валентин  Феликсович никогда и не помышлял о священстве, он, долго не раздумывая,  принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.


Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия  в университете в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но много проповедовал, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. До самого конца жизни он считал именно проповедь своим главным призванием.



Епископ Лука в окружении паствы,  1920-е гг.:




В 1923 году вправославной церкви возник раскол: священнослужители разделились на тех, кто примкнул к «Живой церкви», которая была лояльна к новым властям, и тех, кто остался верен прежней Церкви. Епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Сразу после этого  отца Валентина избрали в епископат и подстригли в монахи с именем Лука.
Спустя очень короткое время,  после своей первой литургии,  отец  Лука был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.


Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти несчастных, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций,  в том числе, в немысленных условиях (и кухонным ножом, и слесарными щипцами).
Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях,  вместе с ним путешествовало несколько монахинь. Он проводил богослужения в простых деревенских избах, крестил, исповедовал, лечил и проповедовал Евангелие крестьянам
, которые жили в далеких и малодоступных «станках» (небольших поселениях на несколько изб) у самого Полярного круга.

А теперь некоторые фото, которые нам удалось сделать и найти в интернете.


Фото  отца Луки во время  третьей ссылки, 1939 г.:




На территории монастыря можно купить литературу, посвященную жизни Святого Луки: такого разнообразия книг,  и автобиографических, и богословских о нем, конечно, больше нигде не найти, кроме, пожалуй,  как в большой библиотеке. Здесь же можно купить и иконы с его изображением.
Цены на иконы внутри храма и его пределах довольно  высокие (2000-7000 руб.), так что, если мечтаете об иконе Святого  Луки, можно  поинтересоваться  о ее наличии  и в церковных лавках на периферии.





Часовня и  одновременно последнее место жительства Святого  Луки:




Музей Святого  Луки находится буквально в 100 м от храма. К великому сожалению, фотографировать здесь  нельзя. Но,  от себя могу сказать, что музей наполнен удивительными реликвиями. Здесь хранятся личные вещи святителя: его ряса, посох, личное Евангелие, очки, инструменты и много личных бумаг, писем, редких фотографий, подношения от почитателей  святого из других стран (Святого  Луку очень почитают в Болгарии и Греции).

Здесь же хранятся документальные свидетельства  об исцелениях, которые произошли за последние годы, перечислять их все я не буду, поскольку их очень много,  в частности,  фотографии мальчика-пианиста, у которого по  молитвам Святого   Луки отросли пальцы на кисти руки, оторванные в результате бытовой травмы. О многих похожих случаях рассказывает экскурсовод – чудесная, увлеченная женщина.
Билет в музей с экскурсией стоит 300 руб. на  человека, экскурсия длится ровно час. При посещении музея учитывайте, что совсем маленькие  группы (1-2 человека) на экскурсии не благословляются, а ожидание других паломников может затянуться, это может занять некоторое время. Примите это во внимание при планировании своего путешествия.


Вход в музей Святого  Луки на территори Свято-Троицкого собора:




Свято-Троицкий собор в Симферополе,  фасад:




Фреска на территории Свято-Троицкого собора в Симферополе:



Художник Горностаева  И.  А., портрет святителя хирурга Войно-Ясенецкого, 2005 г.:



Профессор архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) среди больных мед. эвакуационного пункта № 49. Красноярск, 1943 г.:



Экспонаты музея: инструменты, очки и записи Cвятого  Луки:



Кстати,  о планировании поездки в собор и монастырь: на территории монастыря есть трапезная, где можно подкрепить свои силы монастырской выпечкой и горячим чаем. Это было очень кстати, потому что мы как раз долго ждали благословения на экскурсию, а в монастырь приехали прямо с вокзала,  не заходя  поесть в городе.
Но,  вообще-то храм находится в самом центре города, поэтому при желании хорошо перекусить это можно   сделать где угодно. Мы после посещения собора зашли в кафе "Айвозовский", где нам  очень понравилось (5 мин.  ходьбы от ул. Одесской, ул. Турецкая  д. 5).

На территории монастыря очень много нищих. У вас обязательно попросят подаяние и внутри храма, и за его пределами. Сейчас у всех разное отношение к тому, подавать ли милыстыню, но святые отцы всегда говорили, что подавать ее нужно. Эта милостыня как бы подготавливает нас к совершению больших добрых дел, приучает давать. А крупные суммы лучше все же приберечь для тех, кто сильно нуждается (матерей-одиночек, тяжелобольных, одиноких стариков и детей-инвалидов).

В тексте поста я постаралась изложить все то, что услышала от экскурсовода в музее и смогла найти в открытых источниках в интернете, в частности,  данные из автобиографии Святого  Луки. К сожалению, уместить в один пост такую насыщенную событиями жизнь  не получилось, поэтому пост вышел  в 2-х частях.


Комментарии

( 3 комментария — Оставить комментарий )
(Анонимно)
27 май, 2019 16:52 (UTC)
Просто, нет слов
imperium_ross
13 июн, 2019 01:56 (UTC)
>>>Цены на иконы внутри храма и его пределах довольно высокие (2000-7000 руб.),

Иконы выполнены на дереве и натуральной краской или вполне обычные?
irina_co
13 июн, 2019 18:33 (UTC)
Затрудняюсь Вам дать точный ответ, так как иконы мы в руках не держали и не рассматривали, свой вывод о ценах сделали на сравнении с ценами в церковном магазине у нас в Судаке, около центрального городского храма. Может быть, эта оценка и не очень достоверная.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com