irina_co (irina_co) wrote,
irina_co
irina_co

Святой Лука Крымский (ч.2)

Продолжение рассказа о  святителе Луке, начало здесь.


В начале Великого поста его отозвали о
братно в Туруханск. Доктор вернулся к работе в местной больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения, поднялся настоящий народный бунт: это так возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами, косами и топорами стали громить сельсовет и ГПУ.

6228489_original.jpg




' В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера' - слова Святого Луки.





До конца своей ссылки отец  Лука продолжал работу в больнице, оперировал, благословлял и совершал богослужения. Уполномоченный ОГПУ был вынужден обращаться с ним вежливо и не обращать внимания на совершаемое благословение пациентов. Отец  Лука никогда не отрекался от веры и не скрывал своего священного сана, несмотря на постоянные преследования со стороны властей.

В 1926 году отец  Лука был освобожден и вернулся в Ташкент.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету,  профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.


Епископ Лука снова был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где он проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако  слова он не сдержал, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.


Снова его ждал путь в ужасающих условиях, после которого началась работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Спустя некоторое время у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград, опухоль, к счастью, оказалась доброкачественной. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.


Освобожденный в 1933 году, отец  Лука вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице, в воспоминаниях он признается, что работа в гнойном отделении так захватила его, что он «не мог от нее оторваться». Хотя в его душе постоянно шла внутренняя борьба: он очень хотел вернуться к активному служению и проповедничеству, которые ему пришлось на время оставить.

Много лет спустя отец  Лука скажет: «Хирургия – эта та песня, которую я не могу не петь». Именно в это время отцу  Луке удалось собрать большую часть материалов для  книги «Очерков г
нойной хирургии» -  единственное хирургическое отделение, где он смог на тот момент найти место, находилось в Андежане. Здесь он продолжал изучать движение гноя по человеческому телу и собирать материалы для будущей книги.  К сожалению, именно в Андежане,  в результате заражения тропической лихорадкой,  святитель частично потерял зрение -  он ослеп на один глаз.


В 1934 году,  наконец, был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. В дальнейшем знания и методики, изложенные в этой книге, спасут многим жизни во время 2-ой Мировой войны. С момента издания книги к профессору приходит настоящая известность: он не только начинает заведовать кафедрой гнойной хирургии в Ташкенте, но даже получает возможность служить в церкви.


Кажется, жизнь только-только жизнь начала входить в спокойное русло, но в 1937 г. итоги всенародной переписи населения показали, что слишком большое количество граждан считают себя православными. Это стало поводом новых гонений на церковь. Жестокие репрессии (в народе – «ежовщина»), учиненные Сталиным  не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря.
Святитель Лука (н
а тот момент ему было уже 60 лет!) вновь был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.


Святитель 2 раза был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей, а во второй раз 18 суток, в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. Во время допросов и пыток силы отца  Луки истощились: уже не мог контролировать себя, постоянно видел и тактильно ощущал галлюцинации. Итогом нескольких конвеерных допросов и заключения стало то, что в 1940 году отец  Лука в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования.


Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941 год) святитель Лука направил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:


«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий … являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Вскоре он был назначен главным консультантом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. Сам он вспоминает свою работу в эвакогостпитале с большим теплом: «Раненные офицеры и солдаты очень любили меня, когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненные, некоторые из них…. неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами ... (которые отец  Лука спас от ампутации благодаря искусно проведенным операциям – прим. ред.)».


Во время пребывания в госпитале Святой  Лука,  как ссыльный,  жил в крошечной коморке под лестницей, а все свободное время посвящал новой редакции «Очерков гнойной хирургии»; он понимал, что ему не спасти всех, и практикующим медикам нужно руководство, при помощи которого они смогут проводить эффективные и удачные операции. Понятно, что издавать  книгу Святого Луки никто не спешил, ведь официально он был лишь ссыльным врачом.
Но помощь вскоре пришла: профессор Приоров обращает внимание на ссыльного хирурга и очень высокий процент выздоровевших пациентов в его госпитале и хлопочет о нем, в результате в 1944-1946 гг. в научных журналах начинают выходить его работы.


Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли (c 1944 г. Сталин разрешил открывать в стране новые храмы), отец  Лука приступил к возрождению религиозной жизни и очень много проповедовал. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944 г.), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности,  апологии христианства против научного атеизма. За это время здесь его стараниями открылось более 40  церквей.


В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке, его лечение раненных было приравнено к архиерейскому служению и отец  Лука был возведен в сан архиепископа. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


Святой  Лука в архиерейском облачении:




Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».


В 1946 году отец  Лука был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. Сам он признавался в переписке, что «с его 11-летним анамнезом тюрем и ссылок, место ему только в захолустье». В 1946 г. святитель нашел Крым разрушенным, голодающим после оккупации. На своей кухне в коммунальной квартире (ему принадлежало 2 комнаты в квартире, где одновременно жили еще 3 семьи) ежедневно он кормит 20-30 человек, помогает ему в этом его племянница, которая станет его помощником до последних дней. Святитель служит каждый день в Свято-Троицком соборе: храм этот не был разрушен и не был осквернен.


Управляющий по религиозным делам Крыма был очень недоволен  активной проповеднической деятельностью святителя: на него постоянно писались жалобы, святителю объясняли, что проповедовать нужно только по праздникам, а не каждый день. В общем, пребывание в Симферополе было скорее похоже на  очередную  ссылку. В это время из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами, он также читал лекции студентам-медикам.


По молитвам Cвятого  Луки в Крыму произошло множество чудесных исцелений.


В 1956 году отец Лука полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей. Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, епископ Лука умер 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.


В конце жизни отец  Лука полностью ослеп, но продолжал совершать богослужения:




Святитель Лука был реабилитирован в апреле 2000 года.

Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября
1995 года. В августе 2000 года он был канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Патриарх Кирилл у мощей святителя Луки в Троицком соборе Симферополя:


В 1996 году были обретены нетленные мощи святого Луки и вскоре они были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор в Симферополе. Сегодня, как и раньше, мощи находятся в Свято-Троицком соборе.

Д
ень памяти Святого  Луки празднуется 29 мая.

Как добраться до собора и музея?


  • Если вы приехали на железнодорожный вокзал, то далее пересядьте на маршрутку или троллейбус в сторону центра.

  • Езжайте  до остановки «Площадь Ленина». Выйдя на пятой остановке, перейдите по переходу до торгового центра «Ассорти». Вам необходимо обойти его с левой стороны. За этим зданием вы увидите купола Свято-Троицкого собора. Он находится в 100 м -150 м  вниз по улице Одесской. Точный адрес: ул. Одесская д. 12.





В Москве, в галерее знаменитых хирургов Института Скорой Помощи имени Склифосовского,  находится бюст профессора Войно-Ясенецкого (создан в 1947 г.):



Tags: #Святой Лука Крымский, КРЫМ, Крым - достопримечательности, Крым - историческое, истор. личн. - Святой Лука
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments