irina_co (irina_co) wrote,
irina_co
irina_co

XIX век - русская и европейская вышивка


Летом 2017 года в Пушкинском музее проходила выставка вышивки XIX века русских и европейских образцов "Приятно для меня трудиться для тебя...".

На выставке я побывала, но фото у меня тогда получились очень некачественными (фото делала  мыльницей и в павильоне было  не слишком светло), поэтому   тогда пост я не оформила, но желание это сделать со временем не пропало.  Только  сейчас  мне удалось подобрать фотоматериалы,  часть из сети, в том числе с использованием некоторых своих (помогло изучение  Фотошопа).

Выставка проходила в  "Садовом  павильоне"  Пушкинского музея,  его интерьер  оформлен  в ампирном стиле,  как раз в стиле убранства  домов  русского дворянства этого же периода.  Все  представленные экспонаты  вышивок были из фондов музея.

1. Вход в Садовый павильон Пушкинского музея:




2.



Вышитые картины были непременной частью украшения жилых  и парадных комнат, как в городских особняках, так  и домов  загородных имений дворян.

Занятие вышивкой входило в обязательный  набор домашнего  дворянского воспитания  - рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все – и  хозяйка дома, и ее дети, и слуги. Со  временем  мастерицы совершенствовались в ремесле: одни пользовались специальными пособиями с узорами и образцами; некоторые даже  сочиняли сюжеты  вышивок сами.

Был еще один вид вышивок, довольно сложный,   - снимали  копии   с репродукций картин  из любимых книг со широкоизвестными   живописными  и значимыми произведениями и по ним делали  вышивки.

В собрании есть две  такие большие  вышивки на исторические сюжеты, прототипами   которых послужили популярные среди современников  художественные полотна.

Это  вышивка "Петр I на Ладожском озере" -  сделана с оригинала  картины Карла Карловича Штейбена. Эта картина    на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был  по ней выполнен гобелен (гобелен сейчас находится  в Санкт-Петербурге).


И  не менее сложная  вышивка  -  по полотну "Битва  при Ваграме" -   это картина    прославленного французского художника Ораса Верне (оригинал хранится в Лувре).

Картина "Петр I на Ладожском озере" (на выставке картины и гобелена не было, привожу  в качестве  примера  оригинала):

3.



4. Гобелен "Петр I на Ладожском озере":



5. Вышивка "Петр I на Ладожском озере":




6. Фрагмент вышивки "Петр I на Ладожском озере":




7. Картина "Битва  при Ваграме" (тоже пример оригинала, на выставке не было):




8. Вышивка "Битва  при Ваграме" слева на стене:



9. Вышивка "Битва  при Ваграме":



10. Далее 2-а фрагмента вышивки "Битва  при Ваграме":



11.


12. Вышивка "Портрет Наполеона" и ее фрагмент (ниже на фото  она на левой стене справа от дивана):


13.


Искусство рукоделия, имея к тому времени   многовековую  историю,  не угасало  и развивалось в течение  всего XIX столетия. На него влияла мода  и  ход истории,  смена  художественных стилей.

Яркие   примеры  вышивок в стиле "бидермейер" с включением   элементов неоготических  и ренессансных    подходов - это  три полотна выставки:


-  "Украшение невесты" - переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года (см. последнее фото №52);

-  "Юный дворянин с ружьем" и "Юная дворянка с соколом" по оригиналам  полотен Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности  этих работ  способствовал отец художника – Людвиг Вильгельм Виттих,  он был  известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.

14. 15. Вышивка "Юный дворянин с ружьем" и ее фрагмент:





16. Фрагмент вышивки "Украшение невесты",  полная репродукция на плакате   по этой вышивке - последнее фото поста №52:



17. Вышивка по картине "Юная дворянка с соколом":




Сюжетной основой большинства вышивок являлись образцы,  имевшие широкое хождение и  издававшиеся в Германии, Австрии, Франции, их  привозили   из этих стран в Россию.

Особенно легко было работать   мастерицам  в так  называемых "счетных" техниках –  это вышивки крестом, полукрестом и бисером.


На выставке  были представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.

На выставке   представлены были  не только вышитые картины, но и бытовые  предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха – все они  были украшены вышивкой,  это говорит  о широком применении  вышивок  и   о высоком  уровне искусства рукодельниц.

В период расцвета "альбомной культуры" (каждая уважающая себя дама  и девица имела альбом, в который ее гости делали записи стихов, пожеланий). Прямо на бумажных страницах  альбомов  дамы вышивали венки, послания и небольшие сюжеты -  это  требовало  поистине  ювелирного  мастерства.

Вышивка использовались   также для  украшения тканей,   использовавшихся как для обивки мебели,   так и для   одежды. Исключительный  экспонат  выставки  -  отрез белого батиста, тонко и красиво расшитый  мелкими цветами.
Прежде чем кроить ткань, ее  вышивали  согласно модным тенденциям и вкусам заказчика - и  просто  кусок белого полотна "превращался" в расшитую ткань, предназначенную для какого-нибудь легкого прогулочного или бального платья. Долгий поиск фасона, модели, рисунка и цвета  в итоге  придавал неповторимость каждому  дамскому туалету.


18. 19.Подушка и валик  с отделками  вышивкой:



20. Вышитая ткань:



21. На витрине под стеклом видно, какой большой кусок ткани расшит:



22.



Среди вышитых изделий  есть несколько особо ценных мемориальных предметов:


- это сумочка для рукоделия, принадлежавшая княгине  Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина;

- бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта;

- воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина;

- портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.

23. Эти фото и ниже - воротнички:


24.




25. Схема  на бумаге для вышивки собачки:




26. Портмоне:



27. Папка:




28. Шкатулка, на крышке вышивка в виде венка из сказочных животных и букетов в вазах:


29.




30. Картина:



31. 32.



33. 34.



35.


36.



С развитием  рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы   в соответствии со   вкусами и умениями мастериц.

В собрании  есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное  настенное панно с выпуклыми цветами в виде  помпезной вазы. Оно выделяется в общем ряду вышивок жанровых,  с историческими  сюжетами, портретов, цветочными венками,  домашними животными - своей композиций.

Исполнительница  этого панно – "Мадам Т. Захарова". Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению   не воображаемую, а  реальную глубину и объем, также как  объемные  листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений.
Стремление к  естественности является важным  при воплощении  замысла  и  только знание языка и символов цветов может помочь разгадать  глубинно заложенный в композиции  смысл  (скоро  выйдет  пост  о  "языке цветов", irina_co).


Рукоделие XIX века является   источником  изучения быта и  культуры  того времени, в  этом  прикладном искусстве нашли отражение мировозрение, стиль и мода  той эпохи.

"Живопись иглой", выполненная с одной стороны, со вкусом и знанием академических правил или, с другой, напротив,  просто и лубочном наивном стиле, но искренне, доставляет    радость и наслаждение!


37. Объемная вышивка в виде букета и ниже ее фрагмент:



38.


39. Написано на табличке  под вышивкой -  "Поэт Пушкин":



40. Вышивка  "Поэт Пушкин" на стене:



41. Далее фото вышивок "из под фотошопа", сделанных мыльницей;  это подушка:


42.


43.


44.


45.


46.


47.
48.

49.


50. 51. Европейские рисунки   по теме  занятий  рукоделием:



52. На плакате выставки  - репродукция  вышивки   "Украшение невесты":

7339125_original-2.jpg

 Инф. источники здесь, здесь, здесь.

______________________________________

Стиль в исскустве Бидермейер

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму "Готлиб Бидермейер", который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как "простодушный, обывательский". В целом псевдоним означает "простодушный господин Майер".

Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления "бюргерской", "мещанской" среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта.
Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер — искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.

Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I — читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры — столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными стилями, так в Великобритании основывается "Викторианский стиль", в России "Николаевский ампир", "Романтизм" во Франции и т.д.

Инф. о стиле отсюда

____________________________________


Ваграмская битва — генеральное сражение Австро-Французской войны 1809 года, произошедшее 5-6 июля 1809 года в районе села Ваграм, возле острова Лобау на Дунае.
Являлясь наступательной  как со стороны французов, так и со стороны австрийцев при значительно меньшей численности последних.
Наполеон Бонапарт разбил войска эрцгерцога Карла, тем самым завершив существование Пятой коалиции.

Tags: Москва, выставка вышивки, исскуство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →