?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Когда в 2015 году наша семья поселилась в Судаке, в Крыму, естественным  желанием было больше узнать об истории этого края древней и современной.

 Про современную историю  написано пока мало, и мы решили записать, хотя бы кратко,  то, что узнали из разных источников, в том числе и из личного общения. Эта часть истории связана с трагической судьбой крымскотатарского народа, который в мае 1944  весь был депортирован из Крыма по приказу Сталина, а с конца 80-х годов предпринял  попытки возвращения на историческую Родину.


Крымскотатарский поселок Асрет находится в северо-западной части Судака, недалеко от подножия самой высокой горы в цепи Судакских гор - горы Перчем (на фото весь Судак):

ab8c00bf8fa6e530f1285afec4315dd4.jpg



Наша семья  не принадлежит   этой национальности,  но то, что мы узнали об этих мужественных людях, до глубины души тронуло нас.

Для более легкого восприятия материала  текст будет состоять из информации, полученной из крымского  этнографического музея  в городе Симферополь, интернета   и рассказа дочери о Крыме по личным впечатлениям.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Крымские татары сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова.

В крымской степи тюркоязычные поселения появились еще в раннее Средневековье. Некоторые исследователи отмечают, что гунны поселились в крымской степи в первой половине V века, а к XIII веку сложился смешанный печенежско-половецкий этнос.

В XIII веке большая часть Крыма, в основном степная, вошла в состав Золотой Орды. На этих землях был создан Крымский юрт с центром в городе  Солхате (ныне город Старый Крым).

В XV веке Золотая Орда распалась. В 1440-е годы образовалось Крымское ханство, включавшее в себя, кроме части Крыма, земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и часть Прикубанья. Во главе государства стояли ханы из рода Гиреев.

В 1475 году Крым был завоеван Турцией. Крымские ханы попали в зависимость от Турции и такое положение сохранялось в Крыму до 1774 года.

История Крымского ханства заканчивается с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.


Впечатления путешественника

Сказать честно, когда  с ребенком я приехала в Крым в 2014 году,  о крымских татарах  я имела очень поверхностное  представление.  В планах у меня было провести около моря  все лето (тогда я еще была в декретном отпуске). Единственное, что мне известно о крымских татарах было   наверняка, это то, что они исповедуют ислам.

В свой первый приезд мы поселились недалеко от поселка Кореиз, который считается татарским, в районе имения графини Паниной (бывший детский санаторий «Ясная поляна»). Для простоты понимания -  три поселка: Мисхор, Гаспра и Кореиз находятся так близко, что граница между ним почти неразличима.

Так как  Кореиз традиционно считается татарским поселком, в нем есть мечеть. Он крошечный,  в его строениях  прослеживаются очертания традиционного для Крыма татарского жилища из  песчаника, облицованного камнем, в домах есть террасы, резные фронтоны и балконы. Хотя таких стоений  с национальным колоритом в поселке немного.

Если вы поселитесь  в Кореизе  летом, как простые отдыхающие, вы можете не  соприкоснуться  с татарским бытом вообще никак. На рынке  торгуют армяне и украинцы, в магазинах – они же.

Жилье нам, например,  сдавали бывшие жители Донецка. А вот если подняться выше в горы, то можно увидеть  настоящие татарские деревни, для них характерны большие  крепкие  каменные  дома с обширными участками, посадками, цветниками, территории при поселках обычно хорошо благоустроены. Все это самозахват за редким исключением. То есть права собственности на землю  поселенцам  большей частью не выдавали.



Поселок Кореиз на фоне горы Ай-Петри:



Греемся на солнышке в апреле месяце:



ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

С конца XVIII до начала XX веков прошли несколько массовых эмиграционных волн
(1783—1784 годы, 1860—1862, 1874— 1875, начало 1890-х годов, 1902—1903), которые кардинально изменили национальный состав населения Крыма и оказали серьезное влияние на развитие экономики и культуры как Крымского региона, так и самого крымскотатарского народа.


Сведения по проблеме эмиграции, начиная с 1783 — 1784 годов, очень противоречивы. Среди исследователей нет единого мнения относительно причин, масштабов и хронологических рамок эмиграционных движений крымских татар.Так, в разных источниках число выехавших из Крыма татар до 1790 года колеблется от 80 000 до 300 000 человек. Особенно широкое распостранение  приняла эмиграция крымских татар после Крымской войны (1853—1856). Только по официальным данным в этот период уехало 181 177 человек. Нет точных данных и о количестве эмигрантов-татар, переселившихся в конце XIX — начале XX веков.

Исследователи отмечают, что периодически возникавшие волны татарской эмиграции были обусловлены достаточно сложным комплексом причин как политических, так и экономических, религиозных и других.

Результатом эмиграции крымских татар стало образование крымскотатарской диаспоры на территории Османской империи — это земли Добруджи (ныне Румыния и Болгария) и Турции.

В период с 1917 до 1922 годов в Крыму умерло от голода 50 000 татар и столько же эмигрировало в Турцию.

18 октября 1921 года ВЦИК и СНК (Совет Народных Комиссаров, правительство России)  РСФСР издали декрет об образовании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, просуществовавшей до 30 июня 1945 года. К 1925 году крымские татары составляли четвертую часть населения полуострова - 179 095 человек.

18 мая 1944 года все крымские татары, проживавшие в Крыму, были депортированы в республики Средней Азии и различные области РСФСР. Только за первые два года от голода, перемены климата и болезней погибло около половины депортированных. Их национальная культура и язык оказались на грани исчезновения.

В настоящее время в Крым вернулось около 300 000 крымских татар.

На сегодняшний день общее население  Крыма составляет  примерно 2 миллиона человек (по данным Государственной службы статистики Украины на 1 ноября
2013 года), из них:


58,5% русских
24,3% украинцев
12,1% крымских татар
и др. народности


Более подробно о национальном  составе Крыма можно посмотреть информацию здесь.

Крымскотатарская семья, 1930-е годы:

2015_11_10_12_34_11.pdf000 копия.jpg

Семья из г. Алупка, 1932 год;  cемья из города Алушта, 1930-е годы:



Крымскотатарские дети, г. Бахчисарай, 1920 год:




Впечатления путешественника

Мой опыт общения с крымскими татарами произошел  летом 2015 года, когда мы переехали в Судак.  Это было следствием того, что наша семья,  молодое поколение (это мы с мужем)  и старшее (наши родители), рассмотрев вопрос о покупке недвижимости в Крыму, приняла положительное решение.

Мы купили дом в Судаке  (перед этим "сбросив непрофильные активы" в виде таунхауса в  ближнем Подмосковье (им мы пользовались редко)). Тем более,  что врачи порекомендовали моему сынишке побольше проводить времени на  море, чтобы детский организм эффективно боролся с респираторными заболеваниями.

Сейчас летом в Судаке собираются все члены нашей семьи, обе бабушки сынишки Петруши, дедушка, заезжают знакомые, родственники и друзья (от приглашения  погостить у теплого  моря никто не отказывается). В  сезон гостей собирается много и никому не скучно, благо и места для всех  хватает. А я порой себя ощущаю "администратором" мини-гостиницы.

Вот тогда-то  я и почувствовала национальный колорит Крыма. Как только мы с мужем вышли на автостанции в Судаке, мне показалось, что мы приехали не в другой город, а в другую страну. Нас окружила толпа таксистов, которые наперебой предлагали свои услуги, лица у всех были очень загорелые, темные, да и говорили они с сильным акцентом. К слову сказать, очень многие татары в Судаке в летний сезон зарабатывают частным извозом.

Если вы заказываете такси, с 90% вероятностью к вам приедет водитель-татарин с четками и татарским флажком на приборной панели. Все таксисты очень общительные: они обязательно расспросят вас о профессии, семье, заработке, на машине какой марки вы ездите,  узнают, где вы остановились, и предложат свои варианты размещения.

Только вот женщине особо разговаривать с мужчинами не принято, если мы едем вместе с мужем, говорит в основном он, ко мне водитель  не обращается. Мне  остается   вставлять короткие фразы довольно тихим голосом, если мужу необходима какая-то фактическая информация. Я к этому очень быстро привыкла и спустя какое-то время уже и не пыталась включаться в беседу.


ИСТОРИЧЕСКИЕ  ДАННЫЕ

Крымские татары делятся на три субэтнические группы: степные татары или ногайцы (ногъай), предгорные и горные татары (таты) и южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары имеют небольшую  примесь монголоидной крови.

Основным занятием крымских татар все века являлось земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма, они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито животноводство, прежде всего — разведение овец и коней.

Главными ремесленными центрами у крымских татар считались города Бахчисарай и Карасубазар.

У кочевников татар активно развивались ремесла, связанные с обработкой шерсти (производство войлоков) и выделка кожи, также ценились мастера, занимавшиеся обработкой металлов.

Наибольшим почетом в Крыму пользовался труд кожевенников, хорошо было развито оружейное производство. Произведенным в Крыму оружием торговали в разных странах, оно высоко ценилось в Европе и на Востоке.

Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по степи:



Гора Столовая (Ак-Кая) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители  были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на Юге России Григорий Александрович Потемкин довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:



На улицах Карасубазара, 1920-е годы:

2016_04.jpg

Впечатления путешественника

Третий уровень погружения в национальный колорит  произошел, когда мы уже переехали в  наш дом, который стоит у подножия горы Перчем, он находится  невдалеке  от    татарского  поселка  Асрет.

Дома в поселке  Асрет очень похожи на дома в горных селах близ Ялты – просторные, часто с балконом и галереей, лестницей, двух- и трехэтажные. Они могут быть отделаны камнем в традиционной татарской манере. Вокруг дома обычно большой сад с розарием, гранатами, персиками и обязательно - с виноградом.

В центре поселка  - детская площадка, которую "сделали всем миром". На площадке установлен настоящий колодец с автоматизированным насосом и 2-мя фонтанами, из которых можно напиться свежей прохладной воды в любой знойный летний день (фонтан в виде слоника и дракона). После школы многие малыши здесь играют под присмотром пары подростков (которым доверяют приглядывать за маленькими).

Наш сосед Тимофеич рассказал, как заселялись эти места. Он раньше работал  лесником в лесопарке, который прилегает к поселку  Асрет (лесопарк около  подножия горы Перчем,  любимое место отдыха жителей Судака). В 1989 году   первые  крымские татары стали возвращаться в эти места. Сначала их постройки рушили власти, но переселенцы  шли на любые меры, чтобы остаться, устраивали акты самосожжения, пикеты.

Тогда  российские власти  все же оставили переселенцев в покое. Первые зимы были  для них особо тяжелыми, люди жили  в землянках и временных укрытиях,  нуждались во всем.

Часто у  них не было теплой пищи, воды, зимней одежды. Тимофеич старался им помогать, как и многие другие крымчане.  Отдавал теплые одеяла, дрова, топливо, помогал продуктами (к слову сказать, сам он русский из   Симферополя, а его жена по национальности  гуцулка    с Западной Украины).

За это старейшины и жители  поселка считают его теперь очень уважаемым человеком и приглашают на свадьбы и другие торжества как почетного гостя.

Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский флаг. И все же, официального права собственности на землю многие из жителей поселка пока не имеют.


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

В зависимости от местности, в которой проживали крымские татары, определялось и несколько типов жилищ. В степном Крыму, у ногайских татар, дома строились из кирпича-самана. Внутри дом делился на спальню и кухню.

В предгорьях, горном Крыму, на южном берегу в качестве строительного материала использовали необработанный камень, речной камень, прутья лесного ореха. Такие дома были двухэтажными, длиной 10—15 метров, шириной 3—5 м.

По второму этажу шла крытая веранда, к которой со двора пристраивалась наружная лестница. С веранды несколько дверей вели во внутренние помещения, отдельные двери вели в гостиную и спальню.

Ориентировались дома окнами на восток. Двор вокруг дома делился на две части, находящиеся на разных уровнях. Нижний двор был хозяйственным, в верхней части разбивали сад.

Крымские татары — мусульмане-суниты. Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в сумочке недалеко от постели и служил оберегом.

Все важные события в жизни мусульман освещались молитвой. Крымские татары отмечали главные мусульманские праздники «Курбан-байрам» (праздник жертвоприношения) и «Ораза-байрам» (праздник разговения, знаменует завершение поста в месяце Рамадан).

Главой семьи у крымских татар является мужчина. В семье существовало четкое разделение обязанностей и рода занятий между мужчинами и женщинами. В Крыму изначально существовало два разных уклада семейной жизни — для степных и горно-прибрежных татар. Каждый из них имеет свои особенности, но объединяет их единая религиозная система взглядов.

На фото внизу:

1 - тип старой татарской горной постройки
дер. Укут Алуштинского района, 1927 г.

2 - вид села  Биюк-Озенбаш (теперь село Счастливое Бахчисарайского района), 1930-е г.


3 - крымскотатарская сакля, начало XX века

4 -7 типы крымскотатарских жилищ, 1920 г.



Художник К. Босолли   Крымскотатарский дом   в деревне Алупка (середина 19 века):



"... В 1312 году верховную власть в Золотой орде захватывает хан Узбек,  провозгласивший в целях ее укрепления и централизации официальной религией среди своих подданных ИСЛАМ.

Столицей Крымского улуса  и резиденцией в 14-м веке становится город "Къырым" или "Крым". Происхождение этого названия трактуется неоднозначно, но наиболее распостраненной версией является та, в которой слово "къырым" переводится как "холм". Одновременно город именовался Солхатом (от итальянского solcata - "борозда", "ров"). Это название было в основном в ходу у генуэзских торговцев.

В это время в столице улуса начинают возводиться мечети, медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь  в 1314 г. (в Солхате)  было начато сооружение мечети, названной в честь самого хана Узбека...."


Из информационного источника  № 3.



Татарские мечети в Крыму воздвигаются или целым обществом, или одной благотворительной личностью на том основании, что нет выше блага, чем  построить здание для восхваления имени Аллаха.

Есть татары, которые в одиночку финансируют строительство  храма, обыкновенно они пользуются  великим почетом и называются баниями. Банийством особо дорожат  наследники строителей мечетей, которые несмотря иногда на крайнюю бедность, охотнее лишатся последнего достояния своего, чем позволят кому-нибудь другому ремонтировать мечеть, построенную их предками.

Поэтому  в Тавриде не могло быть ни единого поселения татар, где бы не существовало мечети с неоходимымым для ее функционирования составом священнослужителей, который состоял из муллы, муэзина (дьякона) и мутевели (старосты, клитора).

Все эти священнослужители, по издревле заведенному порядку, не должны требовать вознаграждения за службу в мечетях, но  могут брать  вознаграждение за выполнение религиозных обрядов, и кроме этого  - доходами и процентами  с вакуфов - это или земли, или деньги, завещанные   некоторыми мусульманами после  смерти в пользу мечетей.

1 - мечеть Джума-Джами, г. Евпатория; 2 - мечеть село Керменчик 1950-е годы; 3 - мечеть в г. Алупка начало 20-го века:



Современная мечеть в Судаке:

      

История возникновения крымскотатарского  поселка  Асрет в Судаке, 1989 год

37 крымских татар-мужчин вопреки безрезультатной борьбе за право вернуться на Родину приезжают в Крым.  До этого они устраивали демонстрацию вместе с другими крымскими татарами на Красной площади в Москве.

Не имея на руках ничего, кроме грошей от проданных в Средней Азии домов, выбирают место у подножия судакских гор и начинают обустраиваться на участках,  как они узнали позже, участки были предназначенны для  строительства  прокурорских дач.

Более подробная информация от  лидера национального движения Ильвера Альметова:

".....   На настойчивые требования властей покинуть самовольно занятую территория от нас поступал решительный ответ - Нет!

И тогда власти приказали применить крайнюю меру - насильственное выдворение.

Председатель исполкома Кулагин вызвал меня к себе и сказал: " Если вы не уйдете, меня снимут с должности, поэтому я буду вынужден послать ОМОН"...

Я приехал в лагерь и рассказал все ребятам. Под утро, со стороны поселка Дачное, часа в 4-е утра, мы увидели  длинную колонну машин, заполненную омоновцами. Машины ехали очень медленно, на 1-ой скорости.

20 человек из нас ушли в лес, остальные остались на месте. Омоновцы в полной боевой экипировке стали нас окружать, взяли в плотное кольцо.
Их было человек 300. Они требовали от нас, чтобы мы   подобру-поздорову загрузились  в автомобили.

Я  попросил одного из наших прочесть молитву, взял канистру с бензином, облил себя, прокурора, начальника милиции.
Все наши ребята тоже облили себя бензином.

Силовики стали переговариваться по рации и уже к 7-ми часам утра ОТСТУПИЛИ ....

Мы положили Коран на канистру с бензином и поклялись, что никуда с этой земли не уйдем, так и остались."

А это рассказ Усейна Асетова, он был в числе тех 20-ти человек, кто в это утро находился в лесу:

"... Они (силовики) не знали, что половина из нас в лесу. Когда мы вышли из леса, их сержант срочно стал докладывать начальству, что в лесу тоже есть люди, тогда начались переговоры с полковником Акуленко.
После безрезультатных переговоров вход пошла десятилитровая канистра с бензином и керосином, мы сказали, что отсюда не уйдем.

Мы дождались команды руководства силовиков - ОТСТУПИТЬ..."

О том дне, когда всего 37 человек, одержимых своей правотой и чувством справедливости, вышли против трехсот силовиков и отстояли свое право остаться жить на земле предков, напоминает  групповое фото участников пикета, потом c него была написана картина.

В этом столкновении переселенцы  победили,  власти их оставили в покое,  не дав ни согласия на строительство поселка, ни запрета.

Кварталу  дают символическое название «Асрет» (в переводе с крымскотатарского  – НОСТАЛЬГИЯ).

В  период правления Крыма Украиной вопросы землепользования переселенцами решены не были, на земельные сделки был наложен мараторий. Это было, в том числе, причиной того, что во время референдума по вопросу  присоединения Крыма к  России в апреле 2014 года крымские татары во главе со своими старейшинами большинством голосов приняли решение о поддержке   воссоединения с Россией.

Сейчас в поселке Асрет в Судаке проживают 90 семей. Внутри поселка есть небольшой музей, где хранятся различные реликвии, например, кувшин, в котором увозили зерно предки сейчас живущих здесь семей во время депортации в 1944 году. Кувшин, совершив такое далекое географическое путешествие,  в итоге вернулся на прежнее место.

А также экспонатом музея является одеяло, которое было с держащими пикет крымскими татарами на Красной площади в Москве в 1987 году. Впоследствии все участники пикета на одеяле оставили свои подписи.

Колодец на детской площадке рядом с 2-мя фонтанами – тоже историческое место. Его  в первый год вручную вырыли первые поселенцы, чтобы добывать  питьевую воду.

Ссылка на источник: http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post367482431/

https://www.youtube.com/watch?v=O4LAiR0UUFo

Поселок Асрет сегодня:



Источник воды и детская площадка в поселке:

Снимок экрана 2016-03-30 в 22.22.33.png

Памятное одеяло из музея в поселке Асрет, на котором расписались участники манифестации, проводимой  за возможность переселения крымских татар на Родину в Крым на Красной площади  в Москве в 1987 году:



Манифестация на Красной площади в Москве крымских татар в 1987 году за право вернуться на историческую Родину:



Памятная картина, посвященная событиям  в Судаке, на месте будущего поселка Асрет в 1989 году:



Первые поселенцы Асрета:



Также про историю Крыма в блоге есть 3-и статьи здесь (часть 1), здесь (о заселении Крыма после присоединения   к России в конце 18-го века ) (часть 2), здесь (часть 3).


Материал в виде рассекреченных документов НКВД и НКГБ о депортации крымских татар
в 1944 г. доступен  друзьям
здесь.

Записи из этого журнала по тегу «Крым - этнография»

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com