?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦА, ЕГО ХРИСТИАНСКИХ КОРНЯХ, А ТАКЖЕ О РУССКИХ СТАРИННЫХ  ЯЗЫЧЕСКИХ ОБРЯДАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРАЗДНИКОМ



Если Рождество, Масленица, Пасха — праздники для нас  известные и   широко празднуемые, то праздник Троицы и связанные с ним многочисленные народные обряды и поверья ушли из нашей жизни и забылись.

Празднуется Троица  в июне месяце, через пятьдесят дней после Пасхи, отсюда и его второе название - Пятидесятница.

В это время  в свои права  окончательно вступает  лето. И нам не терпится воспользоваться теми дарами, которые  оно нам щедро предлагает. В особенности же, хочется спрятаться  от лучей солнца, жары и пыли, возникает  желание погрузиться в  прохладу морской, речной и озерной воды. И мы это с удовольствием делаем, выезжая на  выходные на морское побережье, в лес,  не зная, что наши предки именно в это время любыми способами избегали купаний в  водоемах, мало того, панически боялись этого.

Икона "Отечество", это "новозаветное" изображение Святой Троицы:

                   




Просто удивительно, насколько органично переплелись в празднике  Троица древние языческие обряды и более поздние христианские.

Обычно верующий  человек православной церкви помнит знаковых для его жизни святых, помнит и почитает значительные для него праздники.
Так, все праздники в православии делятся на каждодневные (в  честь святых данного дня), недельные (в  честь дней недели), местные (престольные, региональные, национальные), значительные, великие и двунадесятые. Двунадесятые, в честь священного для христианства числа 12, еще делятся на праздники Господские (в честь Господа Бога, главным образом Христа: это праздники Троица, Рождество, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Преображение, Воздвижение креста, Вознесение) и богородичные (Рождество Богородицы, Успение, Введение во храм, Благовещение).

Праздники, в том числе великие и двунадесятые, устанавливались на протяжении длительного периода истории. Окончательные их даты  определились    только где-то к 14-16 столетию, а  внешнее проявление и понимание их до сих пор наполняется различным содержанием.

Так праздник в честь святой Троицы буквально переполнен языческим содержанием и обрядами, до сих пор неоднозначно отмечается и понимается верующими христианами.

Впрочем, Русская православная церковь признает   языческое содержание обрядов некоторых праздников и позднее внедрение их в круг церковных праздников.

"Святая Троица" - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что  не связан с  какой-то определенный евангельской историей.

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не со  времен Крещения Руси, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском.

Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось еще  раньше, со времен  святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, дух усопшего Преподобного  Сергия явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии:
"Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?"

И вот, при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и перенесены  были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг  гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи  Сергия Радонежского были  временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа).
При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Храм Святой Живоначальной Троицы в Нижнем Новгороде:




Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

Воплощением  богословского видения  Троицы Преподобным  Сергием стала чудотворная икона Живоначальной Троицы, написанная Преподобным  Андреем  Радонежским (известным  более как Андрей Рублев),  который был иноком-иконописцем  Троицкой Сергиевой обители.

В  иконе Троице Живоначальной Андреем Рублевым  показано  не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода.

Возможно, празднование Троицы введено было специально в череду христианских праздников, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству.
И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходит эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он - всего лишь тень Творца.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году, еще ее название - клечальная суббота), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день.
А  также предшествует празднику Троицы день особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг перед Троицей) .

О  традиции Троицкого Четверика (еще его название Семик) в  России испокон века существует традиция молиться в этот день за "безродных и безыменных" - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской.

Троицкая родительская суббота никакими канонами православной церкви не учреждена, а является только  языческим  обычаем почитания предков, которое  возникает  из  ввесенних праздников   дохристианских восточных славян.



Обратимся к дохристианским обычаям, которые плавно объединились с христианским праздником Троица.

Неделя перед Троицей называлась зеленой или русальей неделей, но в некоторых источниках указывается, что русалья неделя начинается после Троицы, в Духов День.

Опишем эти обряды, безотносительно к конкретным дням.

Считалось, что в это время русалки выходят из своих дворцов на дне рек и озер и странствуют на  берегах и в близлежащих лесах и рощах. Приютом себе они выбирают  ветвистые деревья, преимущественно дубы, где качаются на ветвях, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы.

Вот как поэтично описывали это жители русской деревни:

«Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».

В Семик (четверг перед Троицей) девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы те не испортили скотины, не работают, называя этот четверг «велик день для русалок». По всей Руси в этот день в лесах и рощах можно было увидеть нарядных девушек в венках из зеленых веток и цветов, которые выбирали молодое, сочное деревце, чаще всего березку, в таком месте, чтобы можно было водить хороводы. Его «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве.

Считалось, что эти венки должны заменить русалкам качели. Затем ветки украшали лентами, нитками, лоскутками, цветами, венками из теста, веточек, трав и цветов. И тут начинался настоящий праздник. Под деревом водили хороводы и пели так называемые семицкие песни, в которых пелось о венках, гаданьях и замужестве, а также пели обычные песни, т. е. не приуроченные к праздникам, игровые и хороводные песни любовного содержания. Причем парни и мужчины в это время к «завитой» березке не допускались.

Здесь же под украшенным деревцем девушки «кумились» с русалками и между собой.

«Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться»

На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик,  а затем девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.

Покумившиеся девушки считались  подругами на всю жизнь или до следующего кумления с другой девушкой через год. Кумовство, или посестримство с русалками длилось три дня или немного дольше и затем расторгалось. Такой союз заключался с определенной целью:

- во-первых, чтобы узнать у русалки свою судьбу (венок, на котором покачалась кума — русалка бросали в воду и по тому, всплывет ли он или потонет, предсказывалось  будущее);
- во-вторых, чтобы доставить русалке развлечение, успокоить и ублаготворить ее, чтобы  она в будущем не мстила, а помогала.

Семик — исключительно женский праздник. Изучив  этот обряд, исследователи высказали  предположение, что обряд кумления подготавливал девушек  к будущему материнству, когда через сочную зелень венков им передавалась  сила земли, помогающая при родах.

О том, что происходило после этого вечерами и ночами на лоне оживающей и цветущей природы, не рассказывали, но, тем не менее, некоторые сведения об этом сохранились.

Покумившись, в старину под березками устраивали пир, и тогда туда допускались уже и парни.

«К яичнице (обязательный атрибут праздника) допускают парней, обязанных принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедят яичницу, каждая девушка выбирает себе парня и, обнявшись с ним, гуляет у всех на глазах».
О том, что здесь не все договаривается  до конца, видно из некоторых отрывков древнерусской литературы:

«Другое игрище о троичном дне: за город на курганя ходят и неподобная творят».

Троица и Иванов день (Иван Купала) были временем разгула, о чем читаем в Стоглаве:

«Русали о Иванове дни … сходятся мужи и жены, и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на пляски, и на скакания, и на богомерзкие дела, и бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием. Аки бесни, и умываются водою, и егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают аки мертвые от великого клопотания».

В клечальную субботу, накануне Троицына дня (в день поминовения усопших), считалось, что  русалки начинают бегать во ржи и хлопать в ладоши, приговаривая:
«Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!».
В этот день совершаются поминальные обряды не только в честь тех умерших, которые превратились в русалок, но и в честь всех умерших.


И, наконец, наступает сам праздник великой Троицы. Он считался одним из самых больших праздников в году. Повсюду наводили чистоту: убирались в домах, белили  печи. Зелеными ветвями украшали дворы, дома, горницы, ворота, колодцы, отчего селения приобретали удивительно нарядный, фантастический вид.

На церковной службе народ стоял с ветками деревьев, травами, цветами, которым, как вербам, освященным в вербное воскресенье, приписывалась особая целебная и оберегающая сила. Да и сами храмы украшались молодой сочной зеленью.

В этот день в деревню вносили украшенное дерево, или же, просто ветки и венки, которые потом уничтожали, либо бросая в поле, либо утапливая  в воде. А также устраивали проводы русалок, которые напоминают проводы масленицы: русалку выпроваживали  из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию в этом году.

Это было весьма колоритное зрелище. В качестве русалки девушки выбирали самую красивую и статную. Она выходила в одной рубашке, с распущенными волосами  и верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо,  выходила из своего дома и шла  по всей деревне, возглавляя шествие нарядных женщин и девушек. Вокруг сновали ребятишки, которые частенько забегали вперед, хватали «русалку» за рубаху, кочергу, руки и приговаривали:

«Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с направлялась к полям ржи, где «русалка» старалась  кого-нибудь схватить и пощекотать.

«Тут пойдет свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржи. Теперь все кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» — и разбегаются. Русалка же, посидев немного, прокрадется задками домой. Народ же до самой зари гуляет на улице». Иногда «живую» русалку заменяли соломенной куклой.


Подобно тому, как троичную березку бросают в рожь, чтобы обеспечить урожай, русалок как бы выманивают или переводят из леса на поля. Так как русалки — существа водяные, их выход на поля обеспечивает земле нужную влагу и вызывает обильный рост хлебов.


Духов день — праздник Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки. Это также день, в который женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежду своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы они не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию  полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.


Считалось, что русалок  в это время можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.  Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому  детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели  погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.


Духов День в ПРАВОСЛАВИИ


В этот праздничный день в храмах можно присутствовать на торжественной литургии. Считается, что в этот день Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных лучей. После этого события апостолы стали разговаривать на различных иностранных языках. Это дало им возможность на Земле нести слово божье.

Как обычно в праздничные дни существуют некоторые ограничения, которых следует придерживаться. В этот день отдыхают и не делают тяжелой физической работы: нельзя вязать, убирать, стирать. Зато можно готовить пищу.


Также в этот день не занимаются земельными работами: не возделывают землю и не ухаживают за ней.

Кроме запретов есть дела, которые разрешены и положены: собирать траву и украшать дома и квартиры, которые в этот день наиболее полезны и целебны, можно веселиться всем женщинам и водить хороводы.
Колодезная вода  в этот день обладает свойством очищать от грехов (только в водоемах не купаются).

Это день поклонения земле.


         



Список  литературы:

1. Голубев А.Н. Феномен триединства: универсальная доминанта? (О «магическом» числе три) // Полигнозис. 1999, №3. с.131-134.

2. Бичёв Г.Н. Теория триединства строения мира. М.:МГТУ,2001.160 с.

3. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. 208 с.

4. Васильев Е. Постмодерн и Троица // Человек, 2001, №4. с.189,192.

5. Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. с.112-116.

6. Шимульская А. Праздник Святой Троицы. // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004


*******************************************************


ИКОНА "ТРОИЦА ЖИВОНАЧАЛЬНАЯ" АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Для написания иконы  Рублев  взял краски не из Сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы,  с ее белыми березками, зеленеющими полями ржи, голубыми васильками, золотистыми созревшими колосьями.  Цвета иконы очень нежные и плавно  перетекают из одного в другой.
Множество иконописцев с той поры пытались повторять эту несравнимую палитру,  этот чудесный образ . "Троица" Рублева - одно  из самых таинствинных и  чудесных полотен мировой живописи, таким, каким мы знаем его сейчас, реставраторы открыли его миру в 1919 году.

В основе сюжета иконы - предание о Саре и Аврааме, у которых не было детей. Однажды в их доме остановились трое путников, хозяева закололи тельца, накрыли стол во дворе и преподнесли чашу с вином. Путниками  были: Бог -Отец, Бог - Сын, и Бог - Святой дух. Они сообщили Аврааму и Саре, что у них скоро родится ребенок.
Икона Рублева очень символична,  чаша на столе намекает на скорую жертву одного из путников,  стол напоминает алтарь, посох является знаком странствий, а крылья и гора символизируют восхождение и полет духа,  дерево на заднем плане - символ древа жизни. Все фигуры объединены в круг, который выражает  вечность жизни и ее гармонию.



Икона "Троица Живоначальная", Андрей РУблев, 1411 год. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва:



Пояснение к сюжету иконы

Святая Троица — это три ипостаси Бога: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Считается, что впервые о Троице, правда в завуалированной форме,  упоминается еще в Ветхом Завете. А в Новозаветных текстах о ней уже говорится довольно определенно.

Когда Господь, крестившись у Иоанна Крестителя, вышел из воды, тогда «отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» .

После своего воскрешения, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Церковь постоянно выполняет эту  заповедь в таинстве крещения.

День Святой  Троицы христианская церковь отмечает в 50-й день после Пасхи с самых первых веков.

Долгое время Троица не была предметом изображения в искусстве, так как церковь настаивала на том, что Бог изображался  только в лице Иисуса Христа, так как  лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; все прочее — предосудительные фантазии.

Однако постепенно складывается  зрительный образ Троицы, воплощенный в иконах.
Этот образ  выразился  в 2-х видах: «ветхозаветном» (изображающий 3-х ангелов, явившихся Аврааму), которую довел до совершенства Андрей Рублев; и «новозаветном» (Отец в виде старца, Христос как отрок на его лоне или взрослый муж, сидящий по правую руку от него, и Духа — над ними обоими в виде голубя).

То есть версия изображения Троицы Андрея Рублева - "ветхозаветная".

Икона "Пресвятая Троица",  пример "новозаветного" изображения Святой Троицы:




Икона "Отечество"  (первое фото  в этом посте) отражает идею, что Отец - БОЛЕЕ Сына и Духа, потому что Отец - начало Троицы, родитель Сына и производитель Духа. Сын, как рожденный из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух изображен исходящим из уст Отца.

***********************************************************

Каждый год на праздник Пятидесятницы из Государственной Третьяковской галереи икону “Троица”  переносят в соседнюю с галереей церковь Святителя Николая в Толмачах. Икона проводит в храме 4 дня — ее приносят в пятницу, накануне Троицкой родительской субботы, и уносят в понедельник вечером, в день Святого Духа.




               


             


********************************************

Православный календарь на 2016 год. Если  скопировать его к себе в livejournal и перейти в режим редактирования, то все надписи будут хорошо различимы, так как календарь имеет формат  1257 пикселей по ширине:

Записи из этого журнала по тегу «христианские праздники/иконы»

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com