?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О ХУДОЖНИКЕ Альфонсе  Мария МУХА

Сама я с творчествовом Альфонса Мухи познакомилась не так давно, всего каких-то десять лет назад и была абсолютно очарована им.  Также неожиданностью для меня было то, что его  работы находятся у нас в Москве в  виде рекламных плакатов и различных этикеток бытовых товаров  и продуктов питания: шоколада, сигаретной бумаги и печенья, шампанского, пива, спичек и туалетного мыла (Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина). Таким образом работы мастера попадали в дома простых людей, художник считал, что простые люди достойны также созерцать красоту.




Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном чешском городке Иванчице. Он был старшим сыном Анджея Мухи и его второй жены Амалии. Семья не могла похвастаться благородством рода: предки Анджея возделывали виноградникии, а отец Амалии работал на мельнице. Альфонс с детства хорошо пел и рисовал. Мать мальчика умерла довольно рано, и отец один воспитывал сына и его сестер, сводных и родных. Отец стремился дать детям лучшее образование. Альфонс с семнадцати лет обучался в Славянской гимназии в Брно. Отец обращался с ходатайством принять сына в Пражскую Академию художеств, приложив рисунки, но в приеме ему отказали. Пражские художники не увидели в работах юноши таланта.

Альфонсу пришлось устроиться писарем в городской суд, в свободное время он играл в любительском театре и рисовал афиши. В девятнадцать лет Муха устроился в венскую фирму по производству театральных плакатов и декораций, а в свободное время подрабатывал, расписывая стены особняков зажиточных горожан, и рисовал их портреты.

В 1881 году Альфонс уезжает  в город Микулов, где оформляет интерьеры замка графа Куэн-Беласси, после чего приступает  к декорации  парадной резиденции графа  в Вене.
В 1885 году граф, видя неоспоримый талант молодого человека, выступает в роли покровителя и мецената и отправляет его на учебу в Мюнхенскую академию изящных искусств. Альфонса зачислили сразу на третий курс. Через два года он отправляется в Париж, в академию Жюльена. В столице искусств  художник знакомится с Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном. Через два года граф сообщает, что в связи возникшими финансовыми трудностями больше не может оплачивать его обучение, и Альфонс, не закончив образование,  принимается за создание плакатов и афиш, которые приносят весьма скромные доходы.


Альфонс Муха - один из самых известных представителей модерна. Огромную популярность художнику принесли декоративные работы: рекламные плакаты, театральные афиши и декоративные панно с изображением прекрасных женщин.  После смерти художника самобытное и рафинированное творчество  надолго было предано забвению, поскольку оно не отвечало идеалам пришедшей коммунистической эпохи.

Женщина в работах Мухи - всегда загадка и мечта. Это эфемерное создание, сотканное из фантазий художника и окруженное облаком цветов. Она всегда  хороша и недоступна. Муха любил изображать в своих работах  один тип женщин - славянок, и не уставал прославлять их в своих работах.

В июне 1897 года прошла первая персональная выставка его работ, после такие выставки  прошли в Лондоне, Праге и Вене.  Они пользовались большой популярностью у публики, а сам художник стал признанным мастером модерна - замечательного стиля рубежа веков, считающегося последним большим стилем и охватывающим архитектуру, живопись и прикладное искусство.

В 1899 году Муха выполнил прекрасную декоративную серию «Времена суток». На четырех литографиях в любимом художником узком вертикальном формате  в стилизованных готических арках перед зрителем появляются юные нимфы, олицетворяющие утреннее пробуждение, дневные занятия, вечерние раздумья и ночной сон.

Продолжение биографии художника  с иллюстрациями его работ последует в будущих  постах.

Ночной отдых, вечерняя задумчивость (цветные литографии):



                     

Дневной порыв, утреннее пробуждение (цветные литографии):

                        2014_09_17_14_37_42.pdf1122014_09_17_14_37_42.pdf111

_________________________________________

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА О ХУДОЖНИКЕ Альфонсе Мария МУХА  (часть 2)


В самом конце 1984 года Альфонсу Мухе предложили сделать афишу к новой постановке театра Ренессанс  по пьессе С. Сару - «Жисмонда». Главную роль играла знаменитая Сара Бернар, которая и заказала афишу одной парижской типографии.

После просмотра спектакля художник  нашел игру Сарры великолепной, после этого довольно быстро выполнил работу. Узкий вертикальный формат подчеркивал стройную фигуру госпожи Сарры Бернар, изображенной в полный рост. Она, будучи уже дамой немолодой (ей исполнилось сорок девять лет), выглядит на плакате чарующей рыжеволосой красавицей, воплощенной Жисмондой.

Пьесса рассказывает о молодой герцогине Жисмонде, регентше при своем пятилетнем сыне, и о чудовищном заговоре против ребенка, задуманном бывшим поклонником Жисмонды - властным Захарием, мечтающем сосредоточить все управление в своих руках. Захария подстроил, чтобы дитя оказалось в яме с тигром, и в последний момент один из присутствовавших при этой сцене вонзает кижал в тигра.
Парижская публика была восхищена афишей и срывла ее со стен. Актриса заключила контракт с художником на шесть лет, по которому он должен был  создавать афиши, костюмы и декорации для актрисы, став таким образом по ее протекции  главным декоратором театра.


Театральные афиши художника полны символических деталей.  Благодаря фантазии Мухи арка воспринимается как углубление в каменной стене, а фигура актрисы - как прекрасная оживщая статуя, украшающая нишу. Длинные одежды актрисы спадают тяжелыми "мраморными" складками на каменный постамент. Под ногами Жисмонды тоже разворачивается действие: на постаменте изображена некая полуфигура, которая прячется под драпировкой, можно догадываться, что это олицетворенное воплощение зла и предательства, о котором идет речь в пьессе. Золотой мозаичный фон, с явным изображением креста внутри арки, обрамляющий голову женщины (для сравнения можно вспомнить употребление золотого цвета при написании фона и нимбов святых в византийской живописи), намекает на обожествление художником своей героини.

                                            2014_09_24_19_39_15.pdf000

К числу известных постановок  театра "Ренесансс" относятся пьессы: "Дама с камелиями", "Лорензаччо", "Гамлет",  "Медея".

В афише к постановке  пьессы А. Дюма младшего "Дама с камелиями" также использован ранее найденный  прием изображения длинных одежд, ложащихся складками у ног героини. Опять обыгрывается нижняя часть композиции, где чья-то, словно высеченная из мрамора рука, уподобленная надгробному памятнику, преподносит Маргарите Готье цветок белой камелии. Арка присутстствует и на этом полотне, однако теперь перед зрителем проем окна и на его фоне девушка с чистой душой, ставшая поневоле куртизанкой.


В репертуаре знаменитой актрисы были и мужские роли, В пьессе Альфреда Мюссе она сыграла флорентийца Лорензаччо - одинокого юношу, задумавшего убить жестого герцога Медичи. Стилизованный фон плаката уносит зрителя в ту далекую эпоху, образы, вводимые художником, имеют символическое значение. На арке над гербом Флоренции восседает свирепый Дракон, он словно сошел со страниц средневековых книг о реальных и фантастических животных. Ноги героя стоят на постаменте в виде мужской фигуры с искаженным от гнева и боли лицом, придавленным к земле лезвием меча. Вероятно она является символом поверженного Алессандра Медичи, или его зла и жестокости, или сомнений Лорезаччо о целесообразности убийства безжалостного герцога.

                          2014_09_24_17_24_34.pdf001


Сейчас эти афиши находится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

_________________________________________________

Продолжение рассказа о художнике Альфонсе Мария Муха  (часть 3)



На афише к спектаклю Шекспира "Гамлет, принц Датский" Сарра Бернар изображена в  роли Гамлета. Он судорожно сжимает эфес шпаги, готовый мстить за отца. Все внимание художника сосредоточено на напряженном лице и скованной позе героя. Принц, занятый решением своей философской проблемы, не замечает, что прямо под его ногами лежит бездыханное тело Офелии, окруженное цветами.
 На афише к спектаклю "Медея" героиня, полная ужаса, стоит над телами своих детей, которых она убила из желания отомстить своему неверному мужу, ее образ пронзителен, он не оставляет зрителей равнодушными.
Художник обрел небывалый успех, обзавелся  мастерской, стал появляться в свете. Он выработал свой стиль в жанре литографии, главной героиней любого произведения выступала обольстительная славянская красавица. Женщина-загадка, непостижимая мечта, квинтэссенция женственности. Каждый образ был собирательным, Муха сначала фотографировал своих натурщиц, а потом находил в каждой каку-нибудь совершенную часть тела и писал собирательный образ.

В 1895 году художник примкнул к символистам, к "Салону ста",  главной задачей этого объединения художников было делать доступными художественные произведения простым людям. Он создал к 20-летию объединения афишу, на которой изображена обнаженная женщина с пером и кистью в руке. На ее колени наброшена белая драпировка, перекликающаяся с белой повязкой и белым пером в руке, на плече - шестиконечная звезда, один из масонских символов (Муха был масоном). Каскад сруящихся волос обтекает согнутую в локте руку и распадается на локоны.
Афиша словно намекает зрителю, что живопись нового стиля также прекрасна, как обнаженная мечтательница, погрузившаяся в свои грезы и словно позабывшая об атрибутах искусства.

Художник был в зените славы и создавал серии работ, символизирующих времена суток, сезоны, природные явления, цветы, небесные светила.
В 1896 году художник создает   серию декоративных панно "Времена года", он сравнивает разные типы женской красоты с постоянно меняющимися ликами природы. На этих литографиях девушки выглядят лесными нимфами, без которых пейзаж утратил бы свое очарование и гармонию.
Весна - златовласая красавица со светлой нежной кожей, окруженная первой зеленью и цветущими деревьями.
Аллегория лета - девушка с венком алых маков на голове, отдыхающая в полуденный зной у ручья.
Осень олицетворяет прекрасная рыжеволосая богиня, лакомящаяся спелым виноградом, концы ее волос по прихоти художника завиваются как усики винограда.
Зима,
ежащаяся от холода, укутанная в покрывало,  пытается согреть замерзшую пташку. Эта композиция создана под влиянием японской живописи.

                  2014_11_05_19_11_22.pdf000       2014_11_05_19_11_222.pdf000


                              2014_11_05_19_11_22.pdf001


2014_11_05_19_11_2233.pdf003 2014_11_05_19_11_2222.pdf003


2014_11_05_19_11_22.pdf002 2014_11_05_19_11_2266.pdf002

Литографии № 1, 3, 4, 5, 6, 7 находятся в  в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в г. Москве, № 2 - в Музее Альфонса Мухи в г. Праге (нумерация сверху вниз, слева направо). Продолжение рассказа о художнике в следующих постах.

Последние записи в журнале

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com